Первый кусочек абсолютно несистематичного, но всё же имеющегося гайда по Total War Shogun 2.
Итак, бойцы невидимого и вполне видимого, но не очень осязаемого, фронта.
Полководцы.
В первом Сёгуне их роль исполняли либо сам дайме, либо его сыновья. Теперь это могут быть и сторонние люди, которых, тем не менее, можно принять в свой клан путём женитьбы с дочерью, или просто усыновлением. У полководцев есть три дерева развития(их в принципе формально нет, но они превосходно просматриваются): управляющий, стратег и воин.
Управленец в бою полагается на численность своего войска, улучшает народные настроения в провинции, дает возможность чаще применять особые способности.
Стратег в основном усиливает свои войска, и полагается на элитные части.
Воин-полководец вообще отдельная песня. Он может сражаться один без всякой помощи даже против небольшой армии противника. Фактически, воин, в отличие от остальных полководцев, это полноценная ударная единица - он получает дополнительную броню, увеличенную численность, силу удара...
Следующий у нас ниндзя, тот самый боец того самого невидимого фронта. В отличие от первого Сёгуна, у ниндзя теперь гораздо больше шансов на убийство дайме или его сыновей. У ниндзя также три дерева: разведка, скрытность и убийство.
Ниндзя-разведчик лучше борется с вражескими шпионскими сетями, действует дешевле других ниндзя, а также более успешен в, собственно разведке.
Гораздо полезнее скрытный ниндзя, или ниндзя-диверсант. Он специализируется на подрывной деятельности в городах и армиях противника, а также на скрытности, т.е. его сложнее не только найти, но ещё и обезвредить.
Ниндзя-убийца - самый прямолинейный из всех. Делов-то, достать ниндзя-то и дать кому-нибудь по шее. На самом деле, в этом дереве всего 3 навыка, они позволяют чаще достигать успеха, сильнее ранить вражеских агентов(аж на пять ходов!), а также увеличивают вероятность полного успеха ниндзя.
Поскольку успех ниндзя зависит не от армии и вашего собственного тактического гения, а от генератора случайных чисел, то здесь имеется два таких понятия как успех и полный успех. Определяются они примерно так - в случае успеха ниндзя выводит из строя цель. Успехом также можно назвать ситуацию, в которой ваш ниндзя был замечен, но сумел скрыться. В случае же полного успеха цель полностью уничтожена, аннигилирована и всё такое, иными словами - больше нам не придётся иметь с данным конкретным противником никаких дел. Поэтому ниндзя-убийцы крайне эффективны в грязных делишках, но не слишком хороши, когда речь заходит о диверсии в городе или открытой борьбе с вражеским мэцуке.
Мэцуке - это такие местные шерифы. В первом Сёгуне они назывались шиноби(кстати, это была ошибоцка CA - шиноби и ниндзя это примерно одно и то же), занимались контрразведкой и улучшением порядка в провинции. Мэцуке делают примерно то же самое, но если в первом Сёгуне шиноби просто сидели в провинции, то здесь для борьбы с вражеским агентом нужно попотеть - сначала догнать, а потом предъявить достаточно веские для казни обвинения. Я ещё не успел опробовать мэцуке, поскольку не особо сильно углубился в Японию, и порядок пока что поддерживают войска моего клана, а агентов у противника нет.
Монахи - новинка, которой не было в первом Сёгуне. Монахи занимаются подрывной деятельностью, только в отличие от ниндзя - открытой. Они могут устроить бунт в провинции, или перекупить вражеского агента. Согласитесь, приятно, когда вражеский полководец 5 уровня вдруг внезапно осознаёт, что сбился с Пути, и клянётся в верности нашему клану. Войска его, само собой, за нас не перейдут, но всё же. Монахов я тоже пока что не опробовал - просто не было времени исследовать соответствующую технологию. Вокруг война, блин.