Не понимаю отношения людей к разнообразной некромантии. Видите ли, если ты - некромант, и как-то связан со смертью, то ты сразу ЗЛОЙ. На 146%. Ну да, в некоторых вселенных(Might&Magic до ребута, например) всякая связь с жизнью после смерти была именно злом, причём злом без мотивации - просто вот эти вот парни, они злые. А теперь давайте посмотрим на чуть более прогрессивные миры и вселенные. Например, на Асхан(Might&Magic после ребута). Некроманты Асхана - скорее держатели равновесия, Маркел из пятых героев - лишь паршивая овца, имеющая слишком большие амбиции. Арантир из аддона к тем же героям(и чуть позже по сторилайну - из Dark Messiah) - как раз отличный тому пример, ведь в основе его действий стремления остановить ультимативного плохого парня, Кха-Белеха. Он руководствуется принципом меньшего зла(что заставляет вспомнить ещё об одном некроманте, но я уже взял другой пример), и вовсе не является просто ЗЛОМ, на манер маньяка-убийцы, поднимающего армию нежити ради обладания армией нежити.
По сути, что есть нежить? Это мёртвые тела, приводимые в движение магией или технологией. Иными словами - без вмешательства того, кому это тело принадлежало. На самом деле, из всех видов нежити бОльшая её часть либо не имеет сознания, либо идёт на метаморфозу добровольно. Я мог бы выделить пару аргументов в пользу вампиров и их слуг в некоторых мирах, когда человек становится кровососом против своего желания, при этом сохраняя свою личность и осознание себя. Но всякие зомби, скелеты, и уж тем более, личи, не имеют ничего против того, чтобы быть реанимированными. Первые - потому что это просто кости и тухлое мясо. С личами всё тем более понятно - не встать после ритуального самоубийства было бы весьма плохим планом. Эта мысль подводит нас к аргументу клуба нелюбителей нежити следующего вида: "Некромантия - это аморально, как можно использовать трупы людей? Они же даже не могут сопротивляться, так или иначе.". То есть посылать на убой ради достижения своих целей живых людей, с мечтами и амбициями - это нормально, а поднять десяток скелетов для того же - это жуть как нехорошо и аморально, даже если цель - спасти мир. Весьма так себе аргумент.
Надо в тему вспомнить ещё один мир, теперь уже чуть более близкий к современности(и переполненный толерастией по самые гланды, кстати) - Тедас. Вместо "классической" некромантии, в Тедасе в основном идёт взаимодействие с духами - в том числе и анимация мертвецов. Несмотря на то, что во всех государствах Тедаса взгляды на фундаментальный функционал некромантии разнятся, можно сделать вывод, что некромантия всегда взаимодействует с духами в Тени, будь то метки, привязывающие дух человека к его телу, призыв духов из Тени или сооружение нежити-конструктов(зомби и т.п.). При этом, некромантия в её самом распространённом по мультиверсу применении - поднятие зомби из могил - не приветствуется даже в королевстве Неварра, где в качестве религиозного культа существуют морталитаси - собственно, маги-некроманты. Устройство их культа напоминает жреческий культ Осириса в древнем Египте, а сами морталитаси пользуются уважением и имеют широкое политическое влияние, да и забота о мёртвых занимает даже в повседневных делах столько же места, сколько и забота о живых. Причём ритуалы некромантии не требуют магии крови... Если только вы не собираетесь привязывать духов Тени к телам, создавая зомби. Иными словами, расплодители зомби в Тедасе - это скорее маги крови, чем некроманты.
Давайте возьмём ещё один мир(самое вкусное оставлю на потом) - если правильно помню, Эндория, а чтобы было сразу понятно, о чём я - мир King's Bounty. Его я вспомнил исключительно ради Жнеца, одного из духов, которым в процессе игры есть возможность поуправлять. Имеющий характерную внешность Жнец владеет магией времени, а не смерти, однако, присмотревшись к обоим видам магии, мы поймём, что концепт у них, в принципе, общий. Жнец, собственно, даже и не пытается скрывать... Однако тут надо наконец-то уточнить, что магия смерти и некромантия - далеко не одно и то же. Магия смерти позволяет воспользоваться преимуществами этого, несомненно, превосходящего по своим возможностям всех людей, образа "жизни", чтобы защитить себя, например, от смерти перманентной, или чтобы вернуть к настоящей полноценной жизни(a wizard did it, давайте не будем вспоминать про принцип равноценного обмена и закон сохранения энергии) умершего человека. Магия времени позволяет делать примерно то же самое, ведь и цель, и результат одинаковы, разнятся только оказанные на цель воздействия. Ну вот например, маг смерти может в теории попросту убить свою цель заклятьем.("Умри!" "Окей, умер" Маг времени может заклятьем отмотать для противника время вперёд настолько, что тот попросту истлеет прямо на глазах. Разница - исключительно в воздействии на цель. Опять же, пример крайне примитивен - ни мотивации магов, ни их мыслей не приводится. Но злодея определить смогут все, в кого не плюнь...
Отдельный пример - нежить футуристическая, иными словами - родом из научной фантастики. Например, некроны. Некроны, на самом деле, не совсем нежить - они просто безвозвратно утратили свои души в обмен на тела из живого металла. Если этот же бэк прикрутить к внешнему виду Тау, как много народу станет называть Тау нежитью? А злодеями? А некронов называют и тем, и другим. Впрочем, некронам плевать - на то они и роботы. Ещё один пример scifi-"нежити" - это кибернетические расы, состоящие целиком и полностью из представителей, наделённых только искуственным интеллектом и программой. Классический вариант - Скайнет из фильма Терминатор. Можно ли назвать Терминатора нежитью в первом фильме на тех же правах, что и некрона? А во втором? А если сравнить с "магическим" зомби? А ЗЛОДЕЙ ли Терминатор? Представляет ли он собой ЗЛО или просто выполняет поставленную мастер-программой задачу? Классическая подача научной фантастики - люди написали для искуственного интеллекта задачу "Уничтожь все угрозы для человечества", а искуственный интеллект, пораскинув вычислительными мощностями, решил, что главная угроза для человечества - это человечество.
Ну и самое вкусное - MtG. В Магии представлены почти все известные виды нежити, и зомби, и личи, и роботы, а также почти все известные воздействия и принципы создания нежити. Давайте сразу рассмотрим один из наиболее чёрных миров в Магии, Иннистрад. На Иннистраде нежить твёрдо сидит на правящих верхушках, а маги и алхимики творят известно каких фамильяров. Например, два самых заметных любителя нежити, брат с сестрой Геральф и Гиза. Геральф собирает своих зомби-конструктов(скаабов) из многих тел, и оживляет их скорее научным методом, чем магическим - такой доктор Франкенштейн от Магии. Гиза - классический некромант-зомбовод. При том у творений обоих не наблюдается интеллекта либо какой-то связи с предыдущей жизнью. Иными словами, нельзя ультимативно называть их злодеями только потому, что они занимаются реанимацией мёртвых тел.
Другое дело - магические "роботы", фирексийцы. Они превращают всё живое в металлические конструкции, неминуемо умерщвляя жертву в процессе. Однако эта самая жертва не теряет личности, в отличие от других приведённых мною техногенных и магических зомби. В случае с фирексийскими киборгами, они подвергаются заражению фирексийским маслом и такой болезни, как фирезис - вариант фтизиса, выведенный в фирексийских лабораториях, который превращает живую плоть в металл. У фирексийских "докторов" вообще очень много разнообразных идей, расписывать которые подробно очень уж долго - Визарды и за 12 сетов не справились, куда уж мне с одной записью.
И вот, графомания отпустила Андрея, а это значит - время делать вывод. Глядя на всё вышесказанное, я могу сделать вывод следующим образом:
Никакое действие не является злом само в себе. НИ ОДНО ДЕЙСТВИЕ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ АБСОЛЮТНЫМ ИЛИ ОТНОСИТЕЛЬНЫМ ЗЛОМ. То, что делает что-то злым - это мотивация этого самого действия. Поэтому люди, называющие действие злом, неправы в корне, и, скорее всего, просто являются либо недалёкими людьми и невеждами, либо соискателями одного из величайших, по их мнению, сокровищ мира - публичного одобрения и согласия.
Какая мотивация за этой записью, помимо скуки? Когда я выбирал расу в Вархаммере, мне пара человек, не сговариваясь, сказала что-то следующего содержания: "Ой, а ты некронов собираешь? Они же злые". Ну да, потому что бессмертные роботы, одна из основных целей которых - защита галактики от Великого Пожирателя, это абсолютное зло, а фашистский тоталитарный режим Империума с КУЛЬТОМ правительства - это у нас вершина этичности и доброты. Такое дело.